Гольденберг М. Л. «Сохранит на будущее время...»

Музей – хранитель времени. Возраст музея капитализируется в ценность его коллекции. Музей - транслятор времени. Музей – институция нашей памяти. Музей – место духовной встречи разных поколений.

Существует понятие «градообразующее предприятие». Речь пойдет о музее, который в силу ряда обстоятельств, практически стал культурообразующим и наукообразующим ядром Карелии.

Карельский государственный краеведческий музей отмечает свое 140-летие. Олонецкий губернатор Григорий Григорьевич Григорьев выделил для музея в своем доме комнату в 40 квадратных саженей и повелел «доставить возможность публике, хотя бы и наглядно, ознакомиться с богатством губернии, производительностью ее и промышленным развитием, а учащейся молодежи…изучить местную географию и этнографию. По замыслу этого очень толкового губернатора музей «сохранит на будущее время (курсив автора) памятники нашей исторической жизни и народного быта и сбережет многие из них, выходящие из употребления и постепенно забываемые…» Губернатор в четко определял в своем предписании главные миссии музея – сохранение, изучение, показ коллекции, ее пополнение и духовно-нравственный потенциал музея.

Элементы музейной культуры были внедрены в Карелии еще в 30-е годы XIX века, но музей, как явление, появляется только в начале пореформенных 70-х. Это было время бурного роста экономики, формирования основ гражданского общества. Появление Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея соответствовало духу времени каскада реформ 60-70 г.г. XIX века и было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I. Памятник императору на Круглой площади, получившей имя Петровской, открывался в один день с музеем – 29 июня 1873 года. От приказа 16 июня 1871 года губернатора Г.Г.Григорьева, предписывающего создать музей, до самого открытия прошло 2 года. Музей на пустом месте не создашь – нужна коллекция. Глава Олонецкой губернии обязал чиновников статистического комитета создать фондовое собрание. Первыми музейщиками в Карелии были чиновники! К счастью, собранная ими коллекция частично сохранилась.

Кстати, сообщение об указании Григорьева Г.Г. создать музей Олонецкие губернские ведомости опубликовали только в ноябре 1871 года, уже поведав о первых поступивших экспонатах: модель лодки-карбас, модель дровней, пара сапог из бересты, берестяной плетень, заменяющий седло для лошади, карта Олонецкой губернии на русском и французском языках и несколько фотографий.

Музей пережил три российские «цивилизации»: имперскую, советскую и современную, связанную с обновленной Россией. В дореволюционный период, занявший почти полвека, музей уже играл роль визитной карточки края. Не случайно его показывали во время визитов великих князей, министров, почетных гостей. Некоторые ученые визитеры утверждали, что «кроме музея в Петрозаводске смотреть нечего». Конечно, до профессионального музея в этот период было еще далеко. Он напоминал кунсткамеру – собрание диковинных раритетов. Почти не было фотографий, а система учета включала в себя такие «научные» описания: «икона большая», «икона малая»… Однако, в первом каталоге уже просматривается попытка систематизация предметов по разделам: минералы, судостроение, земледелие, рыболовство, насекомые, предметы бытовой жизни, старообрядчество, исторические предметы и т.д. Музей с первых лет держал курс на формирование многопрофильной коллекции, отражающей все богатство края. Важно отметить, что в этот период предметы коллекции демонстрировались на выставках в России и Германии.

Музей работал всего несколько дней в неделю по 2-3 часа. Правда, для ученых, путешественников, известных в России людей, музей всегда открывали, не взирая на часы работы. Достаточно было предупредить о визите заранее. Отрадно, что эта традиция сохраняется и сейчас.

Коллекция музея количественно и качественно прибавляла. Основными каналами ее роста были добровольные сдатчики. В 1913 году она насчитывала почти 9 тысяч единиц хранения.

Уже тогда музей играл роль интеллектуального ядра Олонецкой губернии. В 1913 году по инициативе вице-губернатора, ученого и библиографа А.Ф Шидловского создается Общество изучения Олонецкой губернии. В 1914 году Общество и губернский музей практически слились. По данным известного краеведа и музейщика В.И.Крылова в Обществе состояло почти 600 человек: чиновники, учителя, краеведы.

Финансирование музея составляли земские и частные пожертвования. Уместно вспомнить местных купцов Н.Ф.Громова и А.П.Базегского, оказавших денежную поддержку, достойную российских меценатов.

Октябрьский революционный шторм изрядно потрепал коллекцию. Музейные предметы растаскивались, лихо превращались в подарки, оказывались театральным реквизитом или наглядной агитацией на митингах. Погром, несмотря на протесты музейных активистов, продолжался до 1925 года. Специалисты Русского музея из Ленинграда, прибывшие в Петрозаводск разъяснили местным властям назначение музея. Пришлось понять, что музей не склад в одиннадцати комнатах губернаторского дома, а учреждение культуры, науки, просвещения. Необходима была структуризация коллекции, ее учет и охрана.

Новая власть быстро поняла важность музейной деятельности в насаждении коммунистической идеологии. Вопрос о развитии музейного дела рассматривался 19 октября 1928г. на коллегии Наркомпроса АКССР. Заслушав и обсудив доклад нового директора музея С.А.Макарьева "О ближайших задачах музейной, научно-исследовательской и краеведческой работы в Карелии", коллегия приняла развёрнутое постановление в месячный срок выработать положение о работе Карельского музея. В связи с расширением научно-исследовательских и общественных функций, музей переименовывался в Карельский государственный, что было оформлено решением СНК АКССР. Наркомпрос в том же 1928 г. создаёт при музее научно-исследовательское бюро из двух человек. Музею передается вся церковная утварь и книги заводской церкви. Уже тогда ставилась задача развития музеев в районах Карелии. Большую роль в организации государственного музея в Карелии и укреплении его материальной базы сыграл лично глава Карелии Эдвард Гюллинг

В документах музея появляются приказы о развитии краеведения, экскурсоведения, туристической работы. Появляется аналитическая работа, музейная статистика. Так, например, видно, что в 1928-1929гг. возросла посещаемость музея. В нём побывало 27507 человек, проведено 215 экскурсий. Началось создание библиотеки и архива. В 1930 году у музея впервые появляется собственное издание: "Карелия. Ежегодник КГМ за 1928г." (под редакцией С.А.Макарьева) Степан Андреевич понимал значимость музейного дела в Карелии. Став у руля музея, он пишет его исторический очерк «Карельский государственный музей"(1873-1928)». В нем он проявляет научный подход, глубоко анализируя состояние и перспективы музейного дела. Вся работа велась в обстановке кадрового голода. В штатном расписании музея в 1928 году значились директор, лектор и сторож.

Помощь в комплектовании фондов оказали музеи Ленинграда. Много ценных предметов поступило из Онегзавода, но главными каналами поступления фондов были научные экспедиции и добровольные сдатчики.

Таким образом, с 1928 года музей становится Карельским государственным и в 1931 году открыл свои экспозиции в здании бывшей заводской церкви. Огромную роль в становлении Карельского государственного музея сыграл его директор Степан Андреевич Макарьев. Он был известным этнографом, воспитал многие научные кадры. Именно он привлек в научную работу музея впоследствии известного писателя и ученого А.М.Линевского. Практически из научного древа музея в эти годы произрастает Карельский филиал Академии наук СССР. К сожалению, С.А.Макарьев трагически погиб в жерновах репрессий 37-го.

В 30-годах выставочной деятельности возобладали пропагандистские идеи успехов строителей социализма. Ощущалась жесткая идеологическая направленность, вступавшая порой в противоречие с основами музеологии.

Великая Отечественная война нанесла Карельскому музею огромный урон. Финские оккупанты вывезли часть фондов в Финляндию, а в ходе эвакуации в советский тыл многие экспонаты были утрачены. Очевидцы констатировали по возвращению в освобожденный Петрозаводск страшную картину музейной разрухи. Но усилиями работников музея в короткий срок экспозиционная работа была возобновлена.

Начинается большая работа по целенаправленному комплектованию фондов. Они стремительно росли. В конце 50-х происходит реформа музейного дела, что окончательно привело к постановке работы на профессиональные рельсы. Карельский краеведческий становится ядром музейного дела в Карелии. В начале 60-х из его фондов рождаются музей изобразительных искусств Карелии и музей «Кижи». В районах Карелии появляются муниципальные музеи, для которых КГКМ становится методическим центром. Был период когда 8 районных музеев являлись филиалами Карельского краеведческого.

Музей в 60-80 г.г. пережил несколько редакций своей постоянной экспозиции. Но всегда она отражала духовное и материальное богатство края. Конечно, всегда большую ее часть составлял советский период. Музей вел большую работу с посетителями. Росла тематика экскурсий, занятий лекций, временных и выездных выставок.

Музею везло на хорошие кадры: в нем всегда работали преданные делу люди, творческие профессионалы убежденные солдаты прекрасного: И.М.Мулло, В.М Ионова, Е.Д.Рыбак, Л.В. и Н.И.Шиловы, Н.А.Гроссман, А.Д.Рылеева, В.И.Игнатенко, В.В.Манчи, А.И.Грибушин, Н.М.Панова, Л.И.Капуста, Л.В.Бобикова, Н.Ю.Вербовская, В.Г.Кондратьев, Т.А.Мошина и многие другие. Ценные раритеты коллекции попали в музей в результате целенаправленных этнографических экспедиций в районы Карелии. Музей вел активную научную работу: в нем прошли ряд конференций, посвященных истории, этнографии, фольклору, природе нашего края. В нем всегда работали высококлассные реставраторы, возвращавшие жизнь многим предметам. Практически при музее была сформирована школа карельских реставраторов.

В постоянной экспозиции музея раздел «История советской Карелии» занимал доминирующее положение. Власти использовали музей в пропагандистской машине, поручая ему в основном выставки к датам «красного календаря». Практика заимствования музейных предметов для подарков иногда продолжалась. Но в основном музей был верен своей главной миссии – сохранять и приумножать национальное достояние края.

В начале 90-х у Краеведческого музея появился шанс заявить о себе с новой силой. Власти приняли решение вывести музей из здания заводской церкви и вернуть его на площадь Ленина. Причем, музею передавался весь архитектурный комплекс на Круглой площади. Переезд, обустройство фондохранилищ и реставрационных мастерских, открытие новых экспозиций потребовали больших напряжений сил коллектива. Опять пришлось внедряться в приспособленные помещения и создавать элементарные условия для хранения коллекции. Но у КГКМ появилась перспектива расположиться в памятнике федерального значения, который сам стал главным экспонатом коллекции.

Был создан творческий коллектив, который начал работу над новой постоянной экспозицией будущего современного музея с почти полувековой историей. А с 1998 года началась реконструкция и реставрация здания губернаторского дома, в котором и предполагалось расположить визитную карточку Карелии – постоянную экспозицию. Работы осуществлял институт «Карелпроект» - архитектор Е.Е.Ициксон, и строительная компания «Век» - гендиректор Е.М.Воскобойников.

По масштабам и сложности работы носили беспрецедентный характер. Необходимо было найти компромисс между архитектурной реставрацией, строительной реконструкцией и приспособлением помещений под музейные нужды. Здание пережило многие исторические штормы, часто меняло хозяев и находилось в ужасном состоянии. Стены пришлось лечить около 10 лет, вырыты были новые подвалы, была осуществлена полная замена коммуникаций. Параллельно музейщики разработали концепцию, тематико-экспозиционный план, эскизный проект постоянной выставки. Реставраторы и фондовики готовили отобранные экспозиционерами вещи к показу. Мобилизован был весь коллектив. Особо хочется отметить тех, кто прошел этот нелегкий путь - заместителя директора Кузнецова Д.Н., научных сотрудников Логвиненко Е.С., Степанову И.Б., Терешкина А.А., Титова С.М., Серко И.В., Бердашеву Т.В., Савченко И.В., реставраторов Зотову Н.В., Крылова А.В., Лайдинена Э.Р., Литвин Н.В. В создании экспозиции принимали участие московские музейщики во главе с лауреатом государственной премии России Соколовой О.А. и петербургские дизайнеры во главе с Михайловой Е.В. Большую часть экспозиции осуществили мастера из карельского «Артнаволока» во главе с Пермяковым Ю.В., которому за эту работу присуждена премия «Сампо».

В эти долгие годы реконструкции и реставрации музей не прекращал своей работы, осуществляя весь спектр миссий: хранительскую, выставочную, научную, педагогическую и социальную. Коллективу пришлось 17 лет работать в условиях временных выставок и многие из них вошли в историю музея: «На пороге древнего мироздания», «Взгляд из 20-х», «К 90-летию Мурманской железной дороги», «Карельский фронт. Перед атакой» и многие другие. Велась большая работа по сохранению связей с посетителями.

В 2006 году после известных событий в Эрмитаже была создана комиссия по проверке музейного фонда России. Краеведческий музей дважды проверялся комиссиями на предмет соответствия учета и хранения предметов. Солидный возраст музея и богатая коллекция, насчитывающая почти 220 тысяч единиц хранения, поставили музей в ходе проверки в один ряд с крупнейшими музеями России. В результате проверок родились акты предписаний, неукоснительное выполнение которых привело к титаническим усилиям хранителей. И все это на фоне реконструкции и реставрации, в ходе создания постоянной экспозиции! Музей с честью справился с этой нелегкой, но важной задачей. Силами работников музея подобные проверки были проведены в муниципальных музеях Карелии. Этим музеям как методический центр КГКМ оказывает непрерывное внимание. К 90-летию Республики Карелия в музее был осуществлен марафон совместных выставок всех муниципальных музеев и КГКМ.

В структуре музея работают два филиала: Шелтозерский вепсский этнографический музей и музей первого курорта России Марциальные воды. Вепсскому музею в прошлом году присвоено имя его основателя Рюрика Лонина и проведены первые Лонинские чтения, с участием известных ученых, музейных работников и педагогов.

За последние годы усилилась фондовая работа по комплектованию коллекции. Летом 2009 года в музей из Пудожского района были доставлены еще 2 камня с наскальными рисунками – петроглифами. В сочетании со старым камнем, почти 20-метровым панно фотографа Игоря Георгиевского, они составили новый зал петроглифов в структуре постоянной экспозиции.

Петрозаводчанка педагог-лингвист Валентина Тадеушевна Двинская безвозмездно сдала в музей вещи семьи Варзугиных, которые стали украшением «квартир» обывателей XIX века в постоянной экспозиции. Людмила Васильевна Федорова – сотрудник КГКМ передала в музей ценнейшие этнографические раритеты из Заонежья. Музей будет хранить их вечно. Вещи, попавшие в музей, имеют счастливую судьбу, и людей понимающих это становится больше. В 2010 году в музее прошла народная выставка «Польский след в истории Карелии». Члены общества польской культуры откликнулись на обращение и принесли в музей документы, предметы, фотографии, связанные с Польшей. Сам музей только поддержал коллекцию десятком предметов. Опытный научный сотрудник КГКМ Данков М.Ю. выстроил из собранной коллекции очень удачную выставку. Был издан буклет выставки. Вся работа шла в контакте и помощи Генерального консула Польши в С-Петербурге Ярослава Дрозда. В феврале 2011 года эта выставка при полном аншлаге открылась в Государственном музее политической истории в С-Петербурге. Музей много работает с различными культурными, национальными и религиозными обществами, землячествами, превращаясь в этнокультурный центр нашего края.

С другой стороны, он помогает всем народам, живущим в современной Карелии узнать ее природно-климатические особенности, обычаи, традиции, исторические своеобразия. Наш край всегда был пограничным форпостом, перекрестком для встреч различных этносов, ареной мультикультурности. Именно на нашей земле решались многие судьбоносные вечные вопросы России. Чего стоит, например, одна только Северная война, в результате которой Карелия была разбужена волей Петра Великого.

Эти концептуальные установки легли в основу создания постоянной экспозиции. Задача стояла не только воссоздать визитную карточку Карелии, но и показать ее роль судьбе России, найдя универсальные и индивидуальные черты. Здесь надо было соблюсти научный, экспозиционный и просто рациональный такт, чтобы не свалиться в колею «уникальной» исключительности, но в то же время, показать своеобразное лицо края, его природные свойства и историко-культурные особенности. Нельзя было допустить и флюсов, то есть перекосов в подаче материала, связанных с научными интересами самих экспозиционеров Конечно, постоянная экспозиция – не учебник истории края: ее содержание во многом зависит от наличия в коллекции тех или иных предметов. Хотя в проектировании постоянной экспозиции действовал принцип разнообразия эмоционального воздействия на зрителя. При приоритете подлинников, предусматривались макеты, новоделы, исторические и этнографические реконструкции, манекены, интерактивные изделия, которые можно трогать руками. В экспозиции есть и блок современных электронных средств: телеэкраны с мультимедийными программами, электронные киоски с дополнительной информацией, аудиогиды. Современный музей должен опираться на личностно-деятельностный подход к посетителю. Он должен не только слушать экскурсовода, но и сам погрузиться в эпоху. С этой целью созданы три класса для сюжетно-ролевых игр: «В гостях у древнего племени», «Лабиринт» и «Мы – корела!». Тематика театрализованных экскурсий значительно расширилась.

Современный музей – важный туристический объект, предоставляющий широкий спектр услуг. В музее появилось уютное кафе, лифт и пандус для маломобильных посетителей, музейный магазин, в котором можно приобрести сувениры.

В день 90-летия Карелии 8 июня 2010 года Карельский государственный краеведческий музей открыл первую очередь своей постоянной экспозиции. Это был замечательный театрализованный праздник на Круглой площади. Музей вернулся в здание, в котором родился 140 лет назад, обновленным, наполненным современным оборудованием. В 2011 году вступила в строй вторая очередь залов постоянной экспозиции. В столице Карелии появился новый культурно-туристический объект

Музей активизировал работу с посетителями: в музее проведены педсоветы школ, заседания кафедр историков, культурологов, филологов, научные советы факультетов, заседание ректората Карельской педакадемии. В музее состоялись ученые советы научных институтов КНЦ РАН, часто бывают общественные организации, культурные общества. В 2010 году музей был награжден почетной медалью Президента России за активную работу с молодежью к 65-летию Победы. Впервые в мае 2011 года успешно прошла европейская акция «Ночь музеев». Самое важное – музей превращается в культурный, исторический, туристический, образовательный, общественный центр. Появились реальные перспективы, отраженные в Концепции развития музея до 2020 года и принятые на коллегии министерства культуры.

Зернышко, посеянное 140 лет назад Олонецким губернатором Григорием Григорьевым, проросло могучим древом времен У коллектива есть силы, вера и решимость преодолеть все трудности созидания, выполнить главную миссию музея – сохранить национальное достояние для будущего.

Журнал «Север». 2011 год. №9-10