Идеология проекта

Мы обращаемся к прошлому, как это обычно делают музеи

Когда выставки становились музеями

XIX век – это эпоха промышленной революции. В это время, в отличие от предыдущих времен, не только коллекции, но и выставки становятся поводами для создания музеев. В 1829 г. с Санкт-Петербургской промышленной выставки началась традиция публичной демонстрации промышленных изделий в России. В 1851 году с «Великой выставки промышленных работ всех народов» в Лондоне, началась история Всемирных выставок, которая продолжается по сегодняшний день. В 1838 г. в Петрозаводске состоялась первая выставка образцов продукции предприятий, которую назвали «Музеум». Впоследствии экспонаты выставки включены в «Горный музеум» Александровского завода. В дальнейшем его коллекция частично вошла в собрание нашего музея.

Когда музеи были собраниями предметных эталонов для ремесел и промышленности

В 1871 г. собрание членов Губернского статистического комитета принято решение об открытии Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея (сегодня – Национальный музей Республики Карелия, в следующем году мы отмечаем 150-летний юбилей). В XIX веке статистические комитеты были центрами изучения края, а сбор статистических сведений постепенно перерос в краеведческие исследования. Большое число экспонатов музея составляли предметы, демонстрирующие лучшие образцы промышленных производств и кустарных промыслов.

Когда музеи документировали и отражали современность

В 1920 – 1990 годы краеведческие музеи не только исследовали и рассказывали историю, но и собирали образцы современной продукции предприятий, достижений культурной и социальной жизни регионов. Эта фокус музейной деятельности сместился на пристальный интерес к прошлому в 1990-х гг. в связи с завершением советской эпохи, сменой научных парадигм в гуманитарных науках, общественным запросом на исследования «белых пятен» и новые интерпретации истории. Мы считаем, что исследование, документирование и отражение современности в контексте обеспечения преемственности прошлого, современного и будущего - является важной частью миссии музеев.

Мы обращаемся к настоящему и смотрим в будущее, что не так часто делают музеи

Дизайн является частью культурного наследия

В 2018 году, когда Финляндия отмечала 100-летний юбилей независимости, Национальный музей Финляндии организовал выставку «10 000 лет дизайна. Человек, материя, преобразование». Эту выставку дополнил каталог, который стал беспрецедентной попыткой обобщения истории материальной культуры, декларацией оригинального финского подхода к дизайну и особенным образом сфокусированной презентацией музейных коллекций.

В год 100-летия Республики Карелия мы обращаем внимание на 100 лет развития материальной культуры в нашем регионе, выясняем ее региональные особенности и истоки северного дизайна в карельском стиле.

Мы считаем, что в XX веке дизайн создал тотальную предметную среду человека, и история предметного мира, которой занимаются музеи, не может быть осмыслена без истории дизайна. Дизайн интересен не только художественным музеям и музеям декоративно-прикладного искусства, но и музеям комплексного профиля, краеведческим, научно-техническим и многим другим.

Юбилей Республики символически совпадает с эпохальными событиями для появления дизайна после социальных революций начала века, в числе которых рождение дизайнерского проектного подхода в таких центрах как «Баухаус» в Германии и ВХУТЕМАС в России, провозгласивших единство среды, архитектуры, интерьера, искусства и технологий. Александр Родченко, Владимир Татлин, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Заха Хадид– их творчество вдохновляет нас.

Северный дизайн и карельский стиль

Североевропейские страны – соседи нашего региона – в прошлом веке создали северный («скандинавский») дизайн на основе своего наследия. Северный дизайн получил мировое признание. Он стремится к равновесию человека и природы, эстетики и функции, традиции и эксперимента. Финский дизайн соединил национальную традицию и модернизм. Геселиус, Линдгрен, Сааринен, архитекторы художественной мастерской в Виттреске, дизайнер и архитектор Алвар Аалто начали процесс, который сделал Финляндию одной из важнейших стран с точки зрения дизайна.

Идеи и школы северного дизайна, сотрудничество карельских художников с европейскими соседями оказывают большое влияние на деятельность дизайнеров Карелии. Узнаваемость, уникальность дизайнерского творчества в регионе – фактор экономического и творческого успеха. Поэтому формирование карельского стиля дизайна является частью общей стратегии, объединяющей усилия музейных сотрудников и дизайнеров, их партнеров. Карельский стиль в перспективе основывается на уникальной географии, культуре и истории нашего пограничного, северного региона России, объединяющего российский и европейский культурный и технологический опыт.

Музей – источник и ресурс для новой креативной экономики

Дизайн – часть постиндустриальной экономики, творческих индустрий, которые занимают важное место в современной экономике региона и генерируют инновации. Музей как институт наследия, является системой культурных координат, проявляющей взаимодействие инноваций и традиций. Мы разделяем точку зрения Михаила Гнедовского, эксперта в области креативной экономики, члена Комитета Европейского музейного форума, что музеи — это часть индустрии наследия, а значит — креативной экономики, они являются творческими институциями по характеру своей деятельности, а также источниками и ресурсами для творческих идей и решений, площадками сотрудничества. Мероприятия проекта, музейный магазин, предметная, маршрутная и выставочная саб-лаборатории являются отражением этой идеи.

Музейный дизайн

Дизайнерское мышление является частью комплексной музейной деятельности: музейный дизайн появился в XX веке и давно стал признанным направлением, в котором наиболее очевидно сотрудничают музейные сотрудники и дизайнеры. Дизайн является образующим фактором коммуникации музея и его посетителей, ключевым инструментом проектирования музеев.

Музей дизайна

Национальный музей Республики Карелия в силу комплексного профиля является системой тематических «музеев в музее». Музей в последние десятилетия выделил стратегические темы/направления деятельности, отвечающие общественным запросам, раскрывающие ценности наследия, сохраняемого в его коллекциях – это своего рода музеи-программы, такие как «Природа Карелии», «Калевала», «Петроглифы Карелии», «Музей Петрозаводска», «Музей Петра I», «Музей Карельского фронта» (который оформляется в этом году в филиал в г. Беломорске) и другие. Сверхзадачей проекта является создание нового ресурса — «Музея истории карельского дизайна», которым может оперировать как наш музей, так и его аудитории, партнеры — во благо Карелии.