«Город победителей». Архитектура послевоенного Петрозаводска (1945-1955 гг.)
Афиша выставки «Город победителей». Архитектура послевоенного Петрозаводска (1945-1955 гг.)

Послевоенное десятилетие стало тем временем, которое определило внешний облик исторического центра Петрозаводска – здания, возведенные в 1945-1955 гг., служат подлинным украшением столицы Карелии до сих пор.

На выставке представлены снимки, запечатлевшие облик города в первое десятилетие после войны: дома, пережившие оккупацию и отстроенные заново. Это снимки из собрания Национального музея Республики Карелия, сделанные фотографами Карелии и известными фотокорреспондентами – С.М. Раскиным, Г.З. Санько, Я.Л. Берлинером, Н.И. Клишко, К.Н. Перфильевым, Е.А. Блейхманом. Особый интерес представляют два живописных полотна, изображающих период активного строительства в Петрозаводске. Первую работу создал в 1953 году Михаил Георгиевич Клеманский (1923-2011), вторая была написана Сергеем Ивановичем Грязевым (1920-2009) в 1957 году.

Летом 1944 г. освобожденный от финских войск Петрозаводск представал перед глазами людей, возвращавшихся после эвакуации, в разрушенном виде: взорванные предприятия, сгоревшие дома, уничтоженные улицы и кварталы, зиявшие кирпичными остовами прежних зданий… Для КФССР важно было привести строения пострадавших населенных пунктов в вид, пригодный для жилья, и при этом создавать их новый архитектурно выверенный образ, соблюдая основные градостроительные принципы.

В 1945 г. был утвержден обновленный генеральный план застройки Петрозаводска, разработанный Ленинградским государственным институтом проектирования городов (Ленгипрогор). Разрушенный, в основном деревянный двухэтажный город по сути возрождался заново. Для него заказывались проекты архитекторам Ленинграда и Москвы. Кроме того, для будущего масштабного строительства в республиканскую контору (сейчас «Карелпроект») приглашались новые кадры – вчерашние выпускники архитектурных факультетов, талантливые, амбициозные, полные планов и идей. Именно тогда сложилась команда архитекторов, по проектам которых были выстроены здания, сформировавшие послевоенный образ исторического центра города.

Советский неоклассицизм, пришедший на смену конструктивизму 1930-х годов, успешно «работал» на создание прекрасных городов, воплощая Победу, новую счастливую жизнь людей, переживших войну и строящих светлое будущее. Создаваемые по индивидуальным проектам здания формировали архитектурные ансамбли, сочетавшие в себе величественность и пышность декора.

Для Петрозаводска было чрезвычайно важно соответствовать требованиям, которые предъявлялись городу как столице Карело-Финской союзной республики. Стиль неоклассицизма - пышный, парадный, полностью соответствовал задачам, стоявшим перед архитекторами, воссоздававшим город. Период его господства в архитектуре совпал с тем временем, в течение которого Карелия имела высокий статус и одновременно с этим активно отстраивалась: в 1955 г. архитектурные тенденции резко сменились, а в 1956 г. КФССР была преобразована в автономную республику в составе РСФСР – КАССР.

При подготовке текстов выставки были использованы материалы архитектора Елены Евгеньевны Ициксон, давнего партнера Национального музея, автора проекта реконструкции архитектурного ансамбля на Круглой площади.