Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Текущие выставки

Планируемые выставки

Архив выставок

Группа музея ВКонтакте Группа музея в Facebook Музей в twitter
Подписаться на новости

Виртуальная экскурсия по музею Министерство культуры Республики Карелия Государственные услуги Культурный форум otdohni.pro Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Временные выставки > Архив выставок > 2008 год > «Выходка 2008»
«Выходка 2008»

Одним из победителей в конкурсе на участие в IV Фестивале современного искусства «Выходка 2008», объявленном Центром культурных инициатив, стал музейный проект Дениса Кузнецова.

По замыслу автора карельским медиа художникам предлагалось внедриться в пространство стационарных экспозиций Карельского государственного краеведческого музея и, используя медиа технологии, высказаться на тему «Новое время». Не смотря на то, что проект является очевидной калькой известного проекта «Современное искусство в традиционном музее», давно осуществляемого институтом Про Арте в Санкт-Петербурге (о чем было упомянуто заявителем), организаторы Петрозаводского фестиваля решили поддержать этот проект. Почему? В первую очередь, потому, что такие идеи всё ещё не исчерпали своей актуальности и инновационности для провинциальных музеев, традиционно тяготеющих к академически-дидактическим форматам с непременными атрибутами «музейности» - витринами, стендами и концепциями, рассматривающими историю, как историю прогресса. В таком контексте вторжение на территорию музейной экспозиции современных художников уже есть настоящая выходка. Во-вторых, тема Времени, предложенная организаторами фестиваля, актуальна именно на музейной территории, по сути экспонирующей артефакты времени. Она предоставляет современным художникам уникальную возможность установить визуальный портал - собственный диалог со Временем без посредников.

В проект 2008 вошли медиа-инсталляции карельских художников Владлены Громовой и Артёма Парамонова, Натальи Логиновой, Сергея Терентьева. Специальной гостевой частью программы является персональная выставка художницы Мюриель Руссо «Истории в коробках», рассматривающей предметы из мира потребления сегодняшнего времени, как потенциальные объекты будущих музеев. Её объекты, представленные на выставке в Петрозаводске, - развернутая метафора потребительского сознания (консьюмеризма) в различных смысловых контекстах. «Истории в коробках» расположены в «Диванной», круглом в плане помещении, примыкающем к Залу Благородного собрания.

Инсталляцию Владлены Громовой и Артема Парамонова - «Подарок» (на лестничной площадке, наблюдаемой из вестибюля музея) - и впрямь, можно рассматривать как подарок. Она посвящена человеческим эмоциям, - явление редкое в стенах краеведческих музеев, сосредоточенных обычно на материальном мире. Верные себе авторы и здесь заняты изучением человеческого тела, только на этот раз нам предлагают посмотреть, что делается с нашим лицом, «обезображенном» переживаемыми нами эмоциями и страстями. Близкий к лаконизму энцефалограммы, сконцентрированный образ длительной внутренней жизни человека, обычно недоступный традиционному портрету и даже кинематографу, с его тягой к нарративу и многослойности.

Инсталляция Владлены Громовой и Артема Парамонова «Стеллаж»

Ещё одна инсталляция Владлены Громовой и Артема Парамонова «Стеллаж» (в экспозиции «Карельские ярмарки») по содержанию перекликается с экспозицией Мюриель Руссо. Профанные, обыденные предметы, которые мы когда-то приобретали, и нам казалось, что мы про них всё знаем - рано или поздно любой из них может со всеми своими атрибутами (надписями, дизайном, торговыми марками, etc.) оказаться частью музейной экспозиции, - что может быть банальнее! Оказываясь в музейном пространстве, мы всматриваемся в когда-то вожделенные нами знаки успеха, моды, стабильности, и что же мы видим?

Инсталляция Н. Логиновой. БубенИнсталляция Натальи Логиновой - «Бубен».
Художница предлагает, используя бубен шамана, совершить «экстатическое путешествие» во времени, из экспозиции «На пороге древнего мироздания» - заглянуть в эпоху коммунизма, увидеть неожиданную параллель между эпохой каменного века и общественной моделью времён СССР. Территория Карелии в данном смысле как раз то место, где пересекаются эти два столь далёкие друг от друга периода: неолит и время строительства «нового» бесклассового типа государства. Автор обращает внимание на параллели в системе отчёта времени, сезонных циклах и пятилетках, на сходство мифологий о богах и героях, ролей института шаманов и партийных лидеров.

Видео инсталляция Сергея Терентьева - «Сейды» (в коридоре рядом с экспозицией «На пороге древнего мироздания») почти буквально воспроизводит конструкцию монументальных неолитических сооружений, призванных, по мнению некоторых ученых, осуществлять связь между верхним и нижним мирами, и являющихся коммуникационным прибором каменного века. Вместо гранитных глыб для создания «Сейдов» художник использует телевизоры - инструменты новейшей коммуникации. Они же в свою очередь переносят нас в настоящие сакральные места - древнее святилище на горе Воттоваара. Сергей Терентьев предлагает свой способ репрезентации подобных сооружений, позволяющий совершать медиа путешествия не только собственно к древнему культовому комплексу, но и к иронично смоделированному им храму «новейшей сакральной технологии».

 

версия для печати
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 76 94 79
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России  КомАрт - культурные маршруты Карелии 
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.