«ББК: без десяти – век»

Виртуальная выставка «ББК: БЕЗ ДЕСЯТИ – ВЕК»
дает возможность познакомиться с уникальным фотоматериалом из фондов Национального музея Республики Карелия, подкрепленным исторической фактологией и воспоминаниями участников строительства.


19. Карта с инженерными сооружениями.jpg

БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ ФЕНОМЕН

Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал, ББК):

  • 20 месяцев тяжелого труда, 227 километров, 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб, 12 водоспусков и 33 искусственных канала;

  • Путь, связавший воды Северного Ледовитого и Атлантического океанов;

  • Одна из важнейших транспортных магистралей, построенных в Карелии, в одном ряду с такими проектами как Осударева дорога и Мурманская железная дорога, сыгравшими значительную роль, как в истории региона, так и страны;

  • Символ «перековки»*, одна из ключевых строек ГУЛАГа, символ индустриализации в СССР.

*Перековка – процесс исправительно-трудового воздействия, в ходе которого заключённые должны были пересмотреть свои взгляды на жизнь и порвать с преступным прошлым.



ФОТОГРАФИИ «СТРОЙКИ ВЕКА»

В «эпоху великого перелома» пропаганда уделяет большое внимание системе воспитания и «перековки», в результате чего частные реальные и мифологизированные примеры становятся общими ориентирами. Одним из эксплуатируемых агитпропом примеров становится Беломорско-Балтийский канал.

Важнейшим источником информации по строительству транспортной магистрали являются 6 407 фотографий в 8 альбомах (КГМ-43069 – КГМ-43076). В 1956 году фотоальбомы о строительстве ББК были переданы Госпланом Карело-Финской ССР в фонды Государственного историко-краеведческого музея (ныне Национальный музей Республики Карелия).

Материал освещает различные аспекты создания Беломорско-Балтийского водного пути на отдельных участках: инженерные сооружения, виды осуществляемых работ, культурно-просветительскую деятельность, быт строителей канала и многое другое. Фотографии создавались кинофотоотделом Белбалтлага, в том числе и профессиональными фотографами-каналоармейцами.

Они детально представляют ход стройки с точки зрения соцреализма, являясь рекламными иллюстрациями. Фото строительства канала нужно уметь читать, анализировать, сопоставлять с другими источниками.



ЗАМЫСЛЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ

18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале «сверхударной» стройки – сооружении Беломорско-Балтийского водного пути.

Военная причина строительства канала – интересы страны требовали создания Северного и Дальневосточного флотов, которые бы имели свободный выход в Мировой океан и могли на равных соперничать с иностранными флотами.

«Черное море – лохань, Балтийское – бутыль, а пробка – не у нас. Будущее за Северным флотом. Здесь мы должны обжиться, привыкнуть и прочно обосноваться. Только отсюда мы сможем в будущем на равных говорить в Мировом океане с морскими державами…» - И.В.Сталин

Экономические причины строительства канала:

  • Сокращение в 4 раза пути из Ленинграда в Архангельск;

  • Разгрузка Мурманской железной дороги;

  • Увеличение объема лесозаготовок;

  • Создание по трассе сети электростанций и перерабатывающих предприятий.

Более 100 сложнейших гидротехнических объектов построены за 1 год и 9 месяцев. Построены при минимальных затратах металла и цемента. В основном: дерево, камень, песок. Построены без особой техники – топором и лопатой, зубилом и кувалдой.

Канал строили более 100 000 заключенных и, благодаря этому, «…полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человек, … проявивших себя энергичными работниками на строительстве».

«К числу подвигов… уже обычных в нашей стране, присоединено создание Беломорско-Балтийского водного пути. Это одна из наиболее блестящих побед коллективно организованной энергии людей над стихиями суровой природы севера» - М.Горький

Строительство Беломорско-Балтийского водного пути, канала, а затем и мощного производственно-транспортного комбината, дало жизнь Беломорску, Надвоицам, Сегеже, Медвежьегорску и огромному лесному краю от Белого моря до Онежского озера.



СОТРУДНИКИ ОГПУ

Для обеспечения строительных работ был создан Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (Белбалтлаг). В пик своего существования Белбатлаг насчитывал в своем составе всего 37 аттестованных сотрудников ОГПУ.

Чекисты-руководители всецело полагались на технических руководителей того или иного объекта в профессиональных, инженерных вопросах. Они создавали все необходимые условия для эффективной работы инженерно-технического персонала.

На их плечах лежала ответственность за тысячи заключенных, непосредственно работающих на трассе. Каналоармейцев было необходимо кормить, обеспечивать всеми остальными видами довольствия, содержать в чистоте и порядке их жилища, лечить, удовлетворять минимальные культурные запросы, осуществлять воспитательную работу, проводить оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, предотвращать побеги и бороться с преступными традициями и обычаями, преступной субкультурой. Никто не снимал и ответственность за соблюдение сроков строительства, объемов выполненных работ, качества возводимых объектов.

Была предпринята попытка поставить, доселе невиданный, социальный эксперимент. В исправительно-трудовом лагере практически не было профессионального конвоя, охранные функции несли вохровцы и самоохранники*.

«Работы у начальника отделения было много. Начинал я день с 7 утра и часов до 9 вечера на ногах. Судите сами: в отделении 10 тысяч человек, практически все те же части, что и в Управлении. Производственно-техническая, учетно-распределительная, культурно-воспитательная, финансовая, проектная и т.д. И во всем этом хозяйстве начальник отделения должен хотя бы немного разбираться, понимать, что к чему. Я начинал рабочий день с объезда своих лагпунктов, а их было четыре, не считая командировок** и трассы. Садился на лошадь – и вперед. Проверял работу на основном производстве, все ли есть у людей: инструмент, питание, обмундирование, выдерживают ли график работы. Старался заглянуть в бараки, поговорить с отказчиками, поагитировать. Их основное требование было, как ни странно: «сними охрану, тогда пойдем работать». Приходилось идти на риск, снимать стрелков. После обеда, как правило, занимался оперативно-чекистской работой…» - Воспоминания начальника 8-го отделения Белбатлага С.Л.Моисеева

*Самоохранники – осужденные по бытовым статьям, отбывающие наказание в качестве охраны при строительстве канала.

** Командировка – отдельный небольшой лагерный пункт для проведения временных работ.



ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Инженерно-технический корпус Беломорстроя был сформирован из опытных специалистов, имеющих фундаментальное образование и богатый практический опыт проектирования и возведения сложных гидротехнических сооружений, железнодорожных объектов, крупных мостов и туннелей.

Над возведением канала работали как специалисты с дореволюционным опытом работы (Жук А.Я., Дели А.В., Кобылина Н.Е. и др.), так и выпускники советских вузов (Журин В.Д., Вяземский О.В.). Почти все они были выпускниками знаменитых учебных заведений Российской империи – Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения Императора Александра I и Санкт-Петербургского политехнического института или их советских преемников.

Предварительные расчеты и чертежи были готовы к началу 1931 года. Однако на совещании в Совете Труда и Обороны Сталин И. В. сказал, что канал должен быть построен «быстро и дешево». Эти два простых слова полностью перечеркнули все проекты, потому что на быстро и дешево никто не рассчитывал.

Требовалось заново, в кротчайшие сроки пересчитать и запроектировать все объекты. Быстрота строительства потребовала применения так называемого «сухого» метода, когда объекты возводятся одновременно по всей трассе, а затем весь путь заполняется водой. Для удешевления стоимости строительства необходимо было пересчитать все металлические и часть бетонных конструкций на деревянные.

Строительство такого сложного гидротехнического сооружения как Беломорско-Балтийский водный путь потребовало от инженерно-технического персонала недюжинных способностей, как при проектировании объекта, так и при практическом его осуществлении. Впервые в истории инженерной мысли канал возводился в сложнейших климатических и географических условиях, при длительном зимнем периоде, острейшем дефиците металла и цемента, нехватки квалифицированной рабочей силы, машин и механизмов, отсутствии валютного финансирования и в кратчайшие сроки. Инженерно-техническим кадрам удалось решить поставленные задачи. Так, профессор Маслов В. Н. впервые в мировой практике обосновал расчеты и спроектировал деревянные ворота шлюзовых камер, которые действовали около 50 лет.



КАНАЛОАРМЕЙЦЫ

В Беломорско-Балтийском исправительно-трудовом лагере в пике его наполняемости отбывало наказание свыше 100 000 каналоармейцев*.

«Корпус» уголовников и бытовиков был самый многочисленный в лагере. Примерно половину от этого количества составляли лица, осужденные за преступления общеуголовной направленности (убийства, бандитизм, разбои и грабежи, кражи и мошенничество, должностные преступлении, изнасилования и т. п.). Большинство из них – профессиональные преступники с дореволюционным «стажем».

История строительства Беломорско-Балтийского канала знает примеры, когда лица, имеющие множество судимостей, большой стаж профессиональной преступной деятельности меняли свое мировоззрение, преодолевали сложившиеся стереотипы поведения и возвращались к законопослушным моделям поведения и самой жизни.

Второй большой «корпус» каналармии составляли крестьяне, по различным причинам попавшие в лагерь в годы «великого перелома».

Третий «корпус» составляли каналоармейцы, осужденные по частям 58-й статьи. Как правило, по таким делам проходили большие группы людей, и вменялось им в вину сразу по несколько частей. Среди рядовых строителей канала, осужденных за контрреволюционную деятельность, были: философ Лосев А.Ф. и будущий академик Лихачев Д.С.

«Хлопотно было, когда прибывал новый этап: надо проверить наличие людей, состояние их здоровья, организовать помывку, обуть-одеть. Одежду, кстати, выдавали прибывшим «второго срока», бывшую в употреблении. «Первый срок» нужно было заработать ударной работой. Затем квалификационная комиссия по распределению рабочей силы. Как правило, специалистов старались определить по профилю, остальных – на общие работы. Этапы были по много сотен человек» – Воспоминания начальника 8-го отделения Белбалтлага С.Л.Моисеева

Виновные и безвинные, воры и убийцы, крестьяне и интеллигенты, юноши и старики, мужчины и женщины – все они строили канал.

* Каналоармеец – официальное название заключённых, занятых в 1930-е годы на масштабных строительных объектах ГУЛАГа – по трассе Беломорско-Балтийского канала, затем по всей системе гидротехнических сооружений канала Москва – Волга. Термин широко применялся в деловой переписке, периодической печати (газетах, журналах), для наглядной агитации и пропаганды (в виде лозунгов на плакатах и транспарантах), также нашёл отражение в поэзии и прозе того периода.



УДАРНИКИ И ФИЛОНЫ

В процессе «перековки» руководство строительства придерживалось теории «социально близких» и «дальних», потому что знали: внутренний антагонизм между уголовными и политическими был самым действенным фактором управления. Выполнение нормы, внутренняя жизнь лагеря держались на насилии уголовников, строжайшей дисциплине и круговой поруке. За отказ от работы, нарушение дисциплины, побег или невыполнение нормы кем-либо из членов бригады, питание срезали всей бригаде (25–30 человек). Всех «филонов»* и «отказчиков» от работы переводили в роты усиленного режима, с соответствующим образом жизни и питания. Различное питание было и для работающих.

1-й котел получали лица хозсостава, дневальные, команды «слабосильных» и «стариков» всех категорий и прочие лица, не занятые физическим трудом. Норма – 400 граммов хлеба.

2-й котел получали з/к**, выполняющие нормы выработки.

3-й котел – з/к, перевыполняющие нормы. Ежедневно, около 12 часов дня по рабочим местам развозили и раздавали (только ударникам) премиальные пирожки.

«Не желающие работать люди получали урезанный паек, но многие из них по-прежнему продолжали филонить. Их выработка была крайне низка. Это увеличивало прорыв на производстве. Производственный прорыв ухудшал моральное состояние людей, и это разлагало лагерь. Плохо работая и переходя на уменьшенный паек, они вшивели и хворали. Лагерники давно заметили, что на отказчике вошь злее бывает». – Из сборника «Канал имени Сталина» 1934 года.

Голод был не единственной «пружинной» трудового энтузиазма. Каждый день перевыполнения нормы давал сокращение срока заключения на одну треть или полдня.

В 1932 году на Беломорстрое был создан штаб по соревнованию и ударничеству. Соревнованием были охвачены практически все каналоармейцы. При подведении итогов соревнования учитывались не только производственные результаты, но также «бытовые и культурно-общественные». Вместо бригад и фаланг (по 250 - 300 человек), которые занимались чисто производством, возникали трудовые коллективы, решавшие совместно вопросы быта, учебы, воспитания.

Накачки и проработки, льготы за ударничество и победы в соревновании привели к логическому результату – беломорстроевской туфте***, когда в зачет, под различными ухищрениями, пошли невыполненные работы.

«Без туфты и аммонала не бывало бы канала» ­­­­­­­­­– Лагерная поговорка.

Открытие канала привело к повсеместному использованию тяжелого труда заключенных ГУЛАГа.

* Филон – жарг., отлынивающий от работы, лодырь, симулянт.

** З/к – «зэка», заключенный-каналоармеец.

*** Туфта – жарг., видимость деятельности, приписки с целью увеличить паёк и зарплату в исправительно-трудовых учреждениях в СССР.



РАБОТА НАША ТАКАЯ

Каналоармейцами осуществлялись все виды работ, необходимые при строительстве канала, несмотря на природно-климатические условия, личное физическое состояние, питание, быт.

Профессии тачечников и землекопов были самыми популярными на стройке Беломорканала. Не всякий грунт брала лопата, не каждый камень вмещался в тачку.

«Стала работать на тачках. Откосы высокие. Тачка жилы вытягивает. Даже пальцы на руках белеют. Первые дни, казалось, ляжешь грудью от усталости и заплачешь. Но держалась – не хотела, чтобы на женскую бригаду пальцами тыкали. Каэрки* тоже не сильнее меня были» – Из воспоминаний заключенной Белбалтлага А.Н.Павловой

Важную роль занимали бурильщики. То, что они делали, правильнее назвать долблением. Один держит в руках длинное металлическое зубило, второй работник колотит по зубилу кувалдой.

Работа возчика считалась «сачковой». Она избавляла от тяжелого изнурительного физического труда, давала каналоармейцу единственного настоящего друга и давала свободу волеизъявления и власть. Пусть маленькую, эфемерную, но возможность распоряжаться кем-то, будучи совершенно бесправным. Тысячи лошадей насчитывались на Беломорстрое. Они были на вывозке леса и на утрамбовке дамб, на доставке верхом лагерного начальства и развозке трупов по кладбищам. Производительность труда лошади была значительно выше, и поэтому охрана их здоровья, уход, питание соответственно отличались от людского. Несмотря на все заботы, лошади массово умирали от большой нагрузки.

* Каэр (к/р) – жарг., осужденный за контрреволюционную деятельность.




С КИРКОЙ И МОЛОТОМ

Кувалдой и зубилом, киркой и лопатой, злостью и упорством строили канал.

В начальный период строительства тачка была единственным механизмом, применяемым каналоармейцами. Тачка служила не только средством перевозки земли и камня. Она была кровом, оружием и даже лекарством. На тачку можно было сесть и отдохнуть, поставив на попа, можно было укрыться от ветра, можно было украсть у соседней бригады и запалить костер, обогреться.

Основным орудием бурильщиков было зубило. На снимках не видно, как трудно удерживать зубило в руках, когда оно ударяется в камень и, не в силах пробить его, начинает трепетать.

Наряду с примитивным ручным инструментом, возведение канала стало местом изобретения и широкого применения технических новинок, облегчающих и ускоряющих труд каналоармейцев.




КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

При Белбалтлаге была создана внушительная разветвленная система культурно-воспитательного отдела (КВО).

КВО включал: кинофотоотдел, музей ББК (заведовал музеем историк-городовед Н.П.Анциферов), центральную мастерскую художников, театр, симфонический и духовой оркестры, общелагерную радиогазету и газету «Перековка», тысячи агитационных бригад, библиотек и стенгазет в лагерных городках и пунктах.

Заслугой КВО является борьба с неграмотностью. К концу 1932 года было организовано 213 школ ликбеза и 128 школ для малограмотных. Более 10 000 каналоармейцев закончили эти школы и еще 4 000 – профтехшколы.

Особым явлением в работе культурно-воспитательного отдела Белбалтлага была лагерная газета «Перековка». Почти весь ее штат и актив составляли сами заключенные: только постоянно пишущих корреспондентов насчитывалось 3 750 человек, среди них был поэт С.Я.Алымов.

Благодаря газете все каналоармейцы знали о ходе строительства на всех участках его 227-километрового фронта. В ней печатались приказы по лагерю и строительству, портреты ударников и карикатуры на филонов, азы русского языка и «основа марксизма», стихи и юмор, хроника пребывания на канале знаменитостей.



ПУТЬ КАНАЛОАРМЕЙЦА

При Культурно-воспитательном отделе Белбалтлага велась активная работа по созданию наглядной агитации.

Ярким примером этого служит серия плакатов, написанная художником, который скрывается под инициалами «Ю. К.».